- ЛОББИЗМ
- (англ, lobbyism lobby кулуары, крытые галереи) - целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов. XVI в. из средневековой латыни в английский язык пришло слово "лобби" Первоначально оно применялось обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридора в здании Палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли по случаю встретиться с другими лицами, которые не допускались на пленарные заседания. В современном (политическом) значении понятие "лобби" впервые появилось в 1808 в протоколах Конгресса США. С середины XIX в. термины "лобби" и "Л." относятся к числу самых употребительных в американском политическом лексиконе.
Существование Л. обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятельности являются: работа по подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; парламентские слушания и дебаты; личные встречи, контакты и переговоры; использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; организация кампаний "давления с мест"; подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; организация деятельности "своих" людей внутри органов власти; финансирование избирательных кампаний.
Л. подразделяется на легальный и нелегальный. Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран, с целью воспрепятствовать коррупции, приняты законы о Л. (США, Канада), которые регулируют лоббистскую деятельность.
По целям, преследуемым группами интересов, Л. подразделяется на экономический, социальный и социокультурный.
В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный Л.
По отношению к политическим институтам Л. делится на внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент).
К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники.
Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. М. А. Василик, М. С. Вершинин и др.. 2001.